Аукцион на право заключения договора по оснащению московского метро бесплатным Wi-Fi не состоялся из-за отсутствия заявок, срок их приема продлен.
Первоначально заявки на участие в аукционе принимались до 11 января, а итоги планировалось подвести 15 января. Но операторы их не подали, и метрополитену пришлось перенести сроки — до 28 января. Новая дата подведения итогов пока не объявлена.
О старте конкурса на покрытие интернетом всего метрополитена «Газете.Ru» рассказывал министр правительства Москвы и глава департамента информационных технологий Артем Ермолаев в ноябре прошлого года.
По словам чиновника, победитель должен полностью взять на себя финансирование проекта. Также предполагалось, что компания будет обязана не только обеспечить Wi-Fi на всех ветках, но и модернизировать кабельную инфраструктуру.
«Конкурс будет достаточно сложный. Но оператор получит долгосрочную льготную ставку на содержание своего оборудования и сможет серьезно увеличить доходы от СМС, голосовой связи и передачи данных за счет того, что связь не будет прерываться даже в тоннелях. Возможности сети также можно будет продать рекламщикам», — отмечал он.
Операторов это не устроило. По словам источника на телекоммуникационном рынке, метрополитен выставил «неприемлемые с экономической точки зрения условия тендера»: «Огромные инвестиции со стороны оператора не предполагают очевидных преимуществ, которые позволили бы окупить вложения».
По условиям тендера, компания-победитель должна вложить около 5 млрд рублей в развитие сетей связи и зон Wi-Fi в метро. Предполагается, что Wi-Fi будет бесплатным, кроме того, метрополитен продолжит взимать около 600 тыс. рублей за доступ к инфраструктуре с оператора, который будет оснащать подземку сетью беспроводного доступа.
«В рамках объявленных условий тендера предлагаемый метрополитеном уровень затрат со стороны оператора экономически не оправдан», — настаивает он.
Операторы недовольны стоимостью размещения оборудования для развертывания Wi-Fi -зон и аренды оптоволокна, которое также будет подведено к точкам доступа, пояснил другой источник, знакомый с условиями тендера.
«Вопрос развертывания Wi-Fi в метро затрагивает социальный и коммерческий аспекты, — объясняет он. — Это общий доступ для всех пользователей, который будет являться альтернативой 3G и другим технологиям. Он будет снижать потребление коммерческих услуг, но это прекрасная возможность популяризировать услуги мобильного доступа в интернет в целом. Если на этом фоне выдвигаются условия, то они должны учитывать интересы двух сторон».
Источник сравнивает бюджет проекта с затратами на создание сетей 4G. «Лицензия на LTE предусматривает ежегодные инвестиции в размере 15 млрд рублей на развитие сети в России на каждого оператора. Метрополитен хочет 5 млрд рублей на развитие связи только в метро, — объясняет источник. — Но если сеть LTE — собственность оператора, на которой он может заработать в долгосрочной перспективе, в случае с метрополитеном такой объем инвестиций и предполагаемый формат партнерства не позволят оператору окупить вложенные средства».
«Условия, которые выдвинул Московский метрополитен, безумные, — категоричен третий источник в отрасли. — Крайне завышенные цифры по всем показателям».
По его словам, операторы направили письмо в метрополитен с предложением обсудить параметры и условия реализации проекта. «Метрополитен предложил провести консультации с операторами и департаментом информационных технологий и департаментом транспорта, чтобы выработать «взаимоприемлемые точки», — добавляет другой источник.
«Предмет конкурса – не просто оснащение метро Wi-Fi, сеть хотспотов это только дополнительная опция, в обмен победитель получает эксклюзивные условия на развитие собственной телекоммуникационной инфраструктуры в подземке в течение 10 лет и соответственно может очень серьезно заработать на голосе, трафике и текстовых сообщениях от своих абонентов при 100%-покрытии, а также на предоставлении телекоммуникационных услуг как самому метрополитену, так и другим операторам», — сообщили в пресс-службе Департамента информационных технологий Москвы, который выступает в качестве технического консультанта.
В ведомстве отметили, что интерес к конкурсу проявляет не только «большая тройка», но и фиксированные операторы, а условия конкурса могут корректироваться с учетом предложений и замечаний игроков рынка, направленных в адрес метрополитена и городской администрации.
Представители метрополитена оказались недоступны для комментариев.
В пресс-службе Vimpelcom «Газете.Ru» сообщили, что оператор готов принимать участие в конкурсе «на разумных условиях». В «Мегафоне» говорят, что изучают условия конкурсной документации. «К концу даты приема заявок — 28 января — примем решение об участии в конкурсе», — сказали в компании. «Мы заинтересованы в развитии инфраструктуры в Московском метрополитене и надеемся, что взаимовыгодные и экономически обоснованные условия партнерства могут быть определены в рамках консультаций между операторами и метро, которые запланированы на январь 2013 года», — солидарны в МТС.
По словам гендиректора консультационного агентства «Телекомпас» Константина Голикова, если операторы до сих пор не подали заявки на участие в конкурсе, то даже при условии, что метрополитен учтет интересы операторов и согласится внести изменения в условия конкурса, он будет отменен и проведен заново: «Учесть все аспекты в короткие сроки невозможно».